Особенности фундамента из дорожных плит и технология для дома или гаража

Механическая прочность дорожных позволяет их рационально использовать в домостроении в качестве основного элемента фундамента под здания, гаражи и сельскохозяйственные постройки.

Какие преимущества и недостатки имеет данный материал для основания, на каком типе грунта можно использовать плиты, а также расчеты и подробное описание технологии укладки в  текущей статье.

Можно ли использовать в качестве основы для сооружения?

Вариант использования заводских плит под основание разнотипных строений давно известен практикующим строителям. За счет большой опорной площади нагрузка от дома равномерно распределяется по основанию, не приводя к усадке и перекосам конструкции.

Можно заказать изготовленные специально по назначению изделия, но гораздо дешевле использовать дорожные плиты.

Сложность технологии заключается в том, чтобы грамотно подобрать толщину, которая в свою очередь зависит от проектных нагрузок и конструктивных особенностей сооружения. Как правило, плиты имеют значительную грузоподъемность, поэтому неоправданное увеличение толщины может привести к дополнительным материальным, трудовым и финансовым расходам.

Плюсы и минусы

Преимущества технологии заключаются в следующем:

  1. Технология монтажа похожа на закладку монолитного фундамента традиционным способом, поэтому не вызовет проблем у практикующего строителя.

  2. Возвести силовую конструкцию можно в максимально короткие сроки.
  3. Под плиту рабочим не понадобится рыть котлован большой глубины.
  4. В работе можно ограничиться спецтехникой для доставки и укладки плит.
  5. Покупка дорожных плит обойдется собственнику дешевле, чем изготовление железобетонного монолитного основания.
  6. Если выдержана технология строительства, то готовый фундамент сохранит прочность и надежность в течение 50 и более лет.

Кроме положительных сторон, застройщик должен учесть и недостатки технологии:

  1. Дорожные плиты, бывшие в употреблении, найти достаточно сложно, а новые материалы стоят в два-три раза дороже.
  2. Расходы на строительство увеличиваются за счет почасовой аренды дорожного крана и оплаты работы оператора.
  3. Устройство подвальных помещений по такой технологии возможно, но приведет к удорожанию проекта и дополнительным трудностям.
  4. Несмотря на влагостойкость дорожных плит, при строительстве основания все равно приходится реализовать меры гидро- и теплоизоляции.

Сфера применения

Фундамент из дорожных плит используют при строительстве:

  • легковесных одно- и двухэтажных домов;
  • гаражей;
  • пристроек;
  • строений хозяйственного назначения и т.д.

Геологические условия, когда основание будет эффективным:

  • ослабленные, неоднородные грунты;
  • высокая степень пучения почвы;
  • близкое залегание подземных источников.

Использование рассматриваемого типа фундамента на участках с крутым склоном нецелесообразно.

Перед началом строительства мастеру необходимо рассчитать проектную нагрузку на основание, чтобы выбрать оптимальную толщину плиты. Для гаражей и хозпостроек, стены которых сделаны из кирпича, газобетона и других легких материалов оптимальная толщина плиты будет составлять 20 см.

Фундамент подходит для строительства жилых домов, дач и коттеджей высотой не более двух этажей. При этом выбирают плиты толщиной от 25 см. При проектировании учитывают материал, из которого изготовлены внешние и внутренние несущие стены. Например, для кирпичных домов требуется более мощное основание, чем для каркасных.

Технология строительства и расчеты

Помимо проведения геологических изысканий и проектирования, застройщику необходимо расчистить площадку и продумать маршрут передвижения автокрана, который нужен для транспортировки, перемещения и укладки плит.

Разметку поля делают строго по намеченному плану, обеспечивая точный перенос проекта в натуральную величину.

По углам будущей конструкции устанавливают колышки и натягивают шнуры, образуя контур сооружения. Затем проверяют диагонали и соразмерность.

Согласно требованиям СНиП, плодородный слой почвы снимают для дальнейшего использования с целью окультуривания территории. Затем вырабатывают котлован на проектную глубину (от 1 до 1,5 м в зависимости от типа грунта).

Порядок действий выглядит следующим образом:

  1. дно котлована послойно засыпают песком;
  2. орошают очищенной водой;
  3. утрамбовывают сыпучую смесь каждые 20 см.

В итоге должны получить плотное основание высотой до полуметра. Сверху выстилают слои геотекстиля внахлест друг на друга, чтобы предотвратить вероятность заиливания песка.

Подложку из геотекстиля засыпают ровным слоем (высотой 0,3–0,4 м) гравия средней и крупной фракции. Назначение этой прослойки – равномерно распределять давление на грунтовое основание. Сверху материал заливают цементным молоком. Раствор, заполнивший собой все пустоты в слое сыпучего материала образует подбетонку.

На отвердевшую подбетонку выкладывают гидроизоляционный материал. Как правило, с этой целью используют рубероид. Гидрофобный материал кладут в два слоя внахлест, чтобы стыки было удобно пропаять горелкой или специальной лампой. Гидроизоляцию кладут с запасом, чтобы с каждой стороны еще оставалось 40–50 см на внутреннюю часть опалубки.

Сверху гидроизоляционного материала укладывают утеплитель (пенополекс или пенопласт). Оптимальная толщина этого слоя –10 – 15 см (зависит от климатических условий в регионе). Стыки между плиты затирают мастикой или заполняют монтажной пеной.

Прослойка утеплителя не должна находится выше уровня земли.

Перед тем, как класть плиты, по периметру фундамента выстраивают опалубку.

Можно использовать заводские щиты или самим изготовить деревянные панели толщиной не менее 2,5 см. Высота щитов должна быть больше толщины дорожных плит минимум на 5 см.

Опалубка тщательно закрепляется по углам конструкции, чтобы доски не разъехались под напором раствора. На внутреннюю поверхность опалубки выводят концы гидроизолятора, который расположен под слоем утеплителя.

В подготовленной опалубке с помощью автокрана выкладывают плиты максимально близко друг к другу. При этом должно остаться расстояние между каждой стенкой опалубки и плитой, равное 10 см. Все свободное пространство между плитами и деревянными щитами заполняют бетонным раствором марки М300 или выше.

Сверху выкладывают арматурную сетку из прутков с диаметром сечения 5 мм и шагом 10 см. Заливают конструкцию раствором, формируя стяжку высотой 5 см. Поверхность бетона тщательно выравнивают.

После твердого затвердевания стяжки демонтируют щитовую опалубку и повторно проводят гидроизоляцию всей поверхности фундамента с помощью обмазочного или клеевого гидрофобного материала.

Дополнительная информация о процессе укладки дорожных плит в видео:

Заключение

Использование дорожных плит в качестве основы для фундамента – взвешенное решение, которое позволяет значительно сэкономить на строительстве и сократить сроки монтажа.

В результате получают недорогую и при этом надежную силовую конструкцию для легковесных домов, гаражей и хозяйственных построек. Важный момент при проектировании – определиться с толщиной дорожной плиты, чтобы расходы были рациональными, а фундамент – достаточно крепким.

Оцените статью
Строительный портал о строительстве и ремонте частного дома и квартир