Как сделать садовые дорожки из бетона своими руками

Чего только не делают дачники для украшения своей территории. Если вы хотите сделать дорожку на своем участке, но не можете решить, какой материал подойдет лучше, вам стоит в первую очередь присмотреться к бетону. В данной статье рассмотрим как залить дорожку из цемента на даче своими руками и многое другое.

Преимущества и недостатки бетонных дорожек

Как и любой другой материал, бетон имеет и преимущества, и недостатки. К плюсам этого покрытия можно отнести:

  • прочность и износоустойчивость;
  • низкое влагопоглощение: даже во время дождей вода проникает не слишком глубоко в монолит;
  • несложно ухаживать;
  • приемлемая стоимость, бетон доступнее, чем мощение натуральными или искусственными материалами;
  • эстетичность;
  • возможность залить дорожку любого типа;
  • сочетаемость с любым декором, растениями, зданиями и пригодность для любого ландшафтного стиля;

К минусам можно отнести тот фактор, что бетон при проникновении влаги, постепенно разрушается. Защитить верхний слой и сделать его более устойчивым помогают специальные пропитки.

Виды бетонного материала для создания тропинок

Для укладывания дорожки на даче из бетона применяется несколько форм сырья. Их выбор зависит от назначения будущей аллеи, предпочтений собственников, типа дизайна ландшафта. Основные материалы для укладывания садовых тропинок — это кирпич, плиты из бетонной смеси или бетон.

Справка! Еще для создания дорожек часто используется древесина, гравий, камень и щебень.

В первую очередь, при выборе материала нужно подумать о предназначении дорожки и конечно же о будущем внешнем виде. Один из самых простых и недорогих способов оформить тропинку — это возвести ее с помощью песка. Этот материал отлично впитывает влагу.

Вам необходимо знать, что этот материал не стоит использовать на подвижных грунтах. Поверхность начнет покрываться трещинами. Также, аллеи из бетона считаются капитальными строениями, расположение которых нельзя исправить. Поэтому уже в процессе планирования стоит правильно выбрать направление и определить, что будет находиться вокруг дорожек.

В большинстве случаев делают из износостойкого пластика. В готовом виде они имитируют брусчатку или плитку для тротуара. Добавление в раствор красящих средств позволяет сделать на даче разноцветные тропинки. Для заливки форм специалисты советуют брать цементную смесь марки не ниже М500.

От стандартного отличается тем, что его поверхность подвергается прессу. В результате чего этот материал отлично имитирует камень, кирпич, мрамор или древесину. К общим преимуществам штампованного бетона необходимо добавить то, что:

  • покрытие не выгорает из-за воздействия солнечных лучей;
  • обладает противоскользящими характеристиками;
  • не вступает в реакцию с химикатами;
  • хорошо имитирует некоторые материалы.

Недостатки:

  • дорого стоит;
  • придется тратить много времени на уход, а точнее наносить гидрофобные средства.

Штампованный бетон используют при обустройстве приусадебных территорий за счет его интересного визуального вида и возможности оформления тропинок в стиле, подходящем ландшафтному дизайну.

Плитка обычно используется при формировании пешеходных зон, подъездных путей для авто. Возводят дорожки в виде волны, квадрата, треугольника и так далее. Основные преимущества:

  • экономный расход материала;
  • большой выбор цветовых решений, форм плит;
  • доступность;
  • возможность ремонта, замены определенных частей;
  • устойчивость к высоким, до 10 тонн, нагрузкам.

Недостатки:

  • необходимо ежегодно обрабатывать плиты влагостойкими составами;
  • в случае нарушения техники укладки покрытие может покрыться трещинами.

Монолит, это самое популярное и в то же время простое решение. В неглубокую траншею на подготовленную основу заливают смесь и выравнивают. Обязательный этап строительных работ – сборка опалубочной конструкции. Плюсы и минусы применения аналогичны предыдущим вариантам.

Цветной бетон подходит для тех, кто привык выделяться. Окрашивают материал двумя способами:

  • добавляют краску в раствор во время замеса;
  • покрывают конкретные части готовой дорожки акриловой, кислотным красящим веществом с глубоким проникновением.

Преимущество цветного бетона в том, что он помогает сделать акцент на чем-то определенном. А недостаток заключается в том, что его нужно сначала подготовить перед работой.

Что учесть при проектировании

Проектирование тропинок для сада связано с разрешением еще одной задачи. Дело в покрытии. Придется ли вам убирать снег с пути? Как тропинка будет себя вести, если проливной дождь. Все эти моменты надо будет предусмотреть, чтобы после первого же сезона не пришлось все делать заново. Если вы переживаете, что дорожка покроется льдом, то можно протянуть под нею тепловой кабель. В таком случае всю зиму тропинка будет суховатой и нескользкой.

Обычно обустройство садовых тропинок преследует несколько целей:

  1. формирование удобной поверхности для передвижения по участку.
  2. Разработка сочетающейся с ландшафтным дизайном композиции.
  3. Зонирование территории.
  4. Скрытие инженерных коммуникаций.

Важно! При проектировании дорожек нужно думать не только о стиле и сезонности, но и о рельефе местности.

Если земля ровная на участке, то можно реализовать самые необычные решения. Если же ваша дача находится на склоне, то, вероятнее всего, проектировщики предложат вам зигзагообразное прокладывание тропинок. Если же склон превышает 5 °, то, возможно, дорожка будет иметь несколько ступенек. Труднее будет тем, у кого рельеф участка похож на блюдце. В таком случае подходящим вариантом станет лучеобразное расположения тропинок, которые будут пересекаться в центральной части. Но не забудьте в таком случае сделать дренаж.

Немного об инженерных коммуникациях

При проектировании садовых троп нужно продумать пути стекания воды. Есть всего два варианта решения. Во-первых, можно сделать дренажную систему под дорожкой. Во-вторых, сделать маленький уклон в сторону, в которую будут стекать капли дождя.

Совет! Чтобы избежать разрушения тропинки для сада, нужно, чтобы она была размещена немного выше уровня грунта.

С помощью садовых дорожек можно влиять на пространство, удлиняя и укорачивая его. Уже давно известно, что извивающиеся линии тропинки могут увеличить длительность пути. Если в изгибе дороги посадить кустик, то эта небольшая деталь сделает участок крупнее. Если узкая в начале тропинка будет расширяться ближе к коттеджу, то она покажется короче, чем на самом деле, а, значит, визуальным образом сократиться расстояние до главного здания.

Еще расстояние зрительно уменьшают большие геометрические фигуры, из которых сделано покрытие дороги – квадраты, круги и прямоугольники. А удлинению тропинки поспособствуют любые продольного типа линии. Ширина главной дорожки должна быть 1-1,2 м, а вспомогательных путей – 0,5-0,7 метров.

Расчет веса строительных материалов

Перед набором стройматериалов, нужно сделать корректные расчеты. Песок и щебенка может пролежать до следующих ремонтных работ, цементный состав нельзя хранить долго. Поэтому вначале лучше просчитать, какой объем материалов потребуется для работы.

В зависимости от типа почвенного слоя рассчитывается толщина слоя бетонной смеси:

Болотистая почва Глинистая почва Суглинок
Бетонный раствор — 7-8 см Гравий — 5 см Бетон — 5-7 см Бетон — 10 см

Помимо бетонной кладки, нужно учесть и песчаную основу, высота слоя которого составляет от 10 до 15 сантиметров.

Расчет веса строительных материалов выполняется по формуле ДхШхВ, где Д — длина тропинки, Ш и В — ширина и высота соответственно.

К примеру, нужна дорога с шириной 1 м, длиной 5 м и высотой 0,1 м. Высота подушки из песка будет приниматься 10 см.

Тогда согласно формуле получится следующее:

  • при объеме песка (принимается стройматериал по ГОСТу) 1х5х0,1 = 0,5 м³ — вес песка из справочника будет равен 775 кг;
  • при объеме бетонной смеси 0,5 м³ соотношение среднего веса составит 1075 кг.

Исходя из расчета пропорций «цементный состав-песок-щебенка» в частях 1:3:1 и общего веса кубометра бетонной смеси, равной по справочнику 1075 кг (общий вес разбивается на пять равных частей), можно получить следующие значения:

  • цемент — 215 кг;
  • песок — 645 кг;
  • щебенка — 215 кг.

Это значит, что для обустройства садовой дорожки своими руками бетонной шириной в 1 метр, длиной в 5 метров и высотой слоя в 10 сантиметров понадобится по 215 кг дорожного цементного состава, щебенки и 645 кг строительного песка. Все расчеты выполняются без учета добавления воды и разных пигментных красящих веществ.

Необходимые инструменты, материалы

Работа с бетоном не обойдется без использования обязательных компонентов. Строгие требования предъявляются лишь к цементному составу: он должен быть свежий, не слежавшийся. К примеру, можно купить марку М400 или М500, допускается применение цементного состава с добавками шлака.

Наполнители для раствора – песок или ПГС и щебенка среднего типа. При формировании смеси для раствора берут не весовые, а объемные пропорции (к примеру, за одну часть считают ведро), поэтому влажность компонентов не так сильно важна.

Для армирования бетонной смеси придется купить сварную арматурную сеточку с ячейками 10 на 10 сантиметров. Кроме бетона потребуются доски или фанерный лист для сборки опалубочной конструкции. Если тропинка должна иметь плавного типа изгибы, применяют фанеру. Помимо стройматериалов, из которых делают раствор, дачнику пригодятся следующие инструменты:

  • рулетка;
  • стройуровень;
  • правило для создания стяжки;
  • лопата;
  • ведра для замешивания и переноса раствора или мешалка для бетона емкостью около 20 л;
  • элементы декора.
  • колья и прочнейший шнур.

Как сделать бетонную дорожку своими руками

Возвести дорожку на даче из бетона несложно, если все делать постепенно. Основные этапы работы:

  • разметка.
  • Создание основы.
  • Установка опалубочной конструкции, бордюрных камней и термических швов.
  • Армирование.
  • Заливка бетона.
  • Украшение тропинки.

Руководствуясь сформированным планом участка, сначала нужно разметить месторасположение и ширину дорожек. По необходим направлениям потребуется вбить линию колышков с шагом 1,5-2 метра на прямых участках и 50-70 сантиметров на плавных изгибах. Если дорога ломаной формы, то кол вбейте в месте смены направления. На колья натяните шнур.

После того, как закончите с первой линией, отмерьте от каждого кола ширину тропы перпендикулярно натянутому шнуру. Таким образом, ширина получится равномерной по всей длине дорожки. В точках, полученных при измерениях, установите колья. На округлых участках ширину выделяют по такому же принципу.

При необходимости можно поставить доп. опоры для шнура, чтобы получился более плавный изгиб. Разметку площадок выполняют по меркам длины и ширины согласно проекту, а круглые площадки удобнее расчертить посредством шнура с двумя кольями, расстояние между которыми равно радиусу. Один кол вбивается в центральной части, а вторым обводится окружность.

В качестве опалубочной конструкции применяются обрезные доски или толстая фанера с ровной внутренней поверхностью. Если опалубка планируется съемной, то перед ее обустройством нужно обработать внутреннюю поверхность досок смазывающим средством — благодаря ему позже опалубочную конструкцию можно будет разобрать легко и быстро. Как установить опалубку, пошаговая инструкция:

  1. Монтаж досок выполняется в траншеи на предварительно подготовленную основу. Опалубочную конструкцию можно ставить сразу всю или постепенно, по мере освобождения досок, высота должна равняться высоте будущей дорожки. Горизонтальность опалубки нужно проверить строительным уровнем.
  2. На заранее утрамбованное дно засыпают слои песка и щебенки.
  3. Укладывается сеточка из армированных стержней.
  4. Через каждые 2-2,5 м поперек траншеи монтируются доски толщиной до 20 мм, которые будут принимать главную нагрузку при заливке бетона. Они же будут играть роль компенсационных швов, благодаря которым бетонные полотна не покроются трещинами при перепадах температуры.

Опалубочная конструкция должна выступать на 5-10 сантиметров над землей. Если потребуется сделать тропинку изогнутой формы, то вместо досок применяется фанерный лист или панели из пластика, которые несложно прогнуть. В целях экономии сил и снижения затрат на стройматериалы, опалубку можно устанавливать частями.

Подушку создают для распределения нагрузки. Выполняя функции дренажной системы, песок пропускает воду и не дает деформироваться дорогам. На утрамбованное дно перед песчаной засыпкой можно уложить влагоизоляционный слой, в качестве которого выступает геоткань, рубероидный материал или агроволокно. Песчаную насыпку необходимо полностью утрамбовывать, для этого можно немного увлажнить слой и прокатать его правилом или разровнять граблями — в песке не должно быть пустот.

В регионах с высокой влажностью почвы и низкими температурами, зимой рекомендуется добавлять к песчаному слою щебень — так тропинки из бетона не разъедутся из-за пучения промерзающего грунта и не потрескаются. Высота щебневого слоя должна быть примерно 10-12 сантиметров.

Перед армированием необходимо залить 3-5 сантиметров бетонной смеси в траншею и утрамбовать все, заполняя все неровности грунта. Поверх этого слоя разложить жесткую сеточку из арматуры. Рабица не используется для подобных целей, т.к. она слишком пластична и не увеличит прочность монолита.

Исходя из расчетов, формируется смесь из цементного состава, песка и щебенки, в которую добавляется вода и пластификаторы. Состав замешивается и доводится до однородного состояния. Щебень добавляется средних фракций, размером 10-20 мм. При обустройстве дорожек с повышенной нагрузкой лучше использовать щебенку с фракцией 40 мм.

Замешивать лучше с помощью бетономешалки, особенно если вы собираетесь сделать несколько тропинок. Если мешалки для бетона нет, то придется все делать самостоятельно. Для этого в емкость добавляются все компоненты и тщательным образом перемешиваются лопатой, после чего в раствор добавляется вода и вновь перемешивается до получения однородной массы.

Пластификаторы лучше применять в небольшом количестве, для того чтобы легче было распределять заливку по траншее. Перебор с добавками может снизить прочность бетона.

Самую прост присадку-пластификатор можно приготовить своими руками, используя:

  • силикатного типа клей;
  • гашеную известь;
  • ПВА;
  • любое моющее средство.

Вместо силикатного клея можно добавить жидкое стекло, а средство для мытья можно заменить на стиральный порошок или хозяйственное мыло. Если вы хотите сделать тропинки цветными, то с бетонным раствором нужно разводить пигментные красящие вещества определенного цвета.

Существует два варианта заливки, начнем с более простого.

Первичная подготовка осуществляется, как было написано выше – разметка, снятие грунтового слоя траншеи, отсыпка и утрамбовка. Потом нужно установить опалубочную конструкцию. Легче всего это сделать для прямой дороги.

Чтобы давление смеси не опрокинуло доски опалубочной конструкции, нужно с шагом не менее 1 м монтировать колья. Подкосы устанавливаются в тех областях, где соединяются доски опалубки. Для криволинейных контуров нужно изгибать доски, или использовать иные пластинчатые стройматериалы – к примеру, плотный упругий пластик, листы металла.

При необходимости четко выдержать совпадение центров радиуса изгиба тропинки с внешней и внутренней стороны, стоит воспользоваться стяжками. Стягивающие детали при этом должны быть расположены выше уровня заливки.

После этого в установленную опалубочную конструкцию заливают подготовленный бетонный раствор. Убрать опалубку можно после того, как бетон наберет хотя бы 25% проектной прочности, а лучше после набора 50%. Определять сроки по общим таблицам, созданным для больших объемов, нет смысла. Можно использовать влагомер, его показания не должны превышать 50% на момент снятия опалубочной конструкции.

Важно! Для увеличения прочности и долговечности бетонной дороги, ее лучше армировать. Для этого применяют готовую сеточку из металла, используемую для усиления монолитных фундаментальных конструкции и перекрытий, а также самостоятельно созданные армирующие детали.

Арматурного типа сетка не должна касаться опалубки и доходить до верхней плоскости будущей, для этого применяются различные фиксаторы. Оптимальное расстояние между крайними точками арматуры и внешними плоскостями тропинки – 1,5…2 сантиметров.

Вместо опалубочной конструкции можно эксплуатировать будущее ограждение дорожки. Чтобы оно было плотным и не позволило бетонной жидкости вытекать за пределы ограды, стоит использовать листовые материалы или сопряженные отдельные элементы.

Сделать тропинки на своей даче более красивыми помогут пластиковые формы, которые можно приобрести в строительных магазинах или сделать собственноручно. Начальные работы в саду выполняются так же, как и в вышеизложенном способе, только углубиться в грунт придется на 10 сантиметров. По бокам траншеи ставятся бордюрные камни, которые с легкостью можно сделать самостоятельно, посредством силиконовых форм.

Почвенный слой утрамбовывается, покрывается геотканью, сверху засыпается 3–5 сантиметров щебенки или, для снижения стоимость обустройства дорожек— шлака. На подготовленную поверхность монтируется заранее смазанная изнутри форма для заливки. Для экономии во все детали кладутся камни.

Чтобы полностью заполнить конструкции из пластика, потребуется текучий бетон, потому в его состав добавляются специальные пластификаторы. Без них невозможно получить плитки с равномерными краями без дефектов. Быстрое высыхание обеспечивают отвердители. Смесь заливают в формы с камнями, много внимания уделяется именно узким частям, где сложнее устранять воздух. Выравнивается он шпателем или кельмой, избыток убирается.

Чтобы быстрее сделать садовые дорожки из бетона своими руками, используют одновременно несколько (до 5 штук) форм. Через полчаса пластиковую конструкцию осторожно вытаскивают, чтобы не повредить края. Удобнее делать это с помощью ручек или углов. Минимум на три дня поверхность накрывается пленкой. После полного высыхания бетонной смеси края и промежутки заполняют песком или гравием. Также можно использовать грунт с семенами травы.

В строительных магазинах есть много элементов для укладки на дачном участке. Они отличаются размерами, формой, цветом и стоимостью, позволяют обустроить тропинки с малыми затратами сил и времени. Для этого выполняются следующие работы в саду:

  • после разметки убирается около 15 сантиметров грунта;
  • подготавливается поверхность;
  • далее укладывается главный стройматериал.

Для подложки можно использовать песок с фракциями до 7 мм. Если размеры бетонных элементов большие, то они не будут смещаться даже при передвижении машины. Дорожку на дачном участке часто делают из плиточного материала 40 на 40 сантиметров, которые располагаются таким образом, чтобы расстояние между центрами плит не превышало шага. Промежутки заполняются крупным песком или мелким гравием.

Оформление и декор дорожек

Если используется не заливка формы, а другой метод отделки, то первую заливку проводят до уровня почвенного слоя. После его выравнивания кладут 7-10 сантиметров финишного слоя. Его поверхность оформляют следующими способами:

  1. Используя магазинные или самодельные штампы. При самостоятельном создании подобных элементов используют мятую жесть, толстую полиэтиленового типа пленку, доски. Эти материалы плотно прижимают к влажному бетону. Он деформируется, приобретая другую фактуру. Еще можно провести или отпечатать линии, имитирующие швы между плитами природного или пиленого камня.
  2. Окрашенный слой можно просто расчертить произвольными мозаичными элементами.
  3. Сделать округлые контуры и руками сформовать поверхность, имитирующую булыжник.

Если используются бетонные плиты, то на залитый слой основы их крепят при помощи цементно-песчаного раствора в пропорции 1:3. Для этой смеси используют только мелкий сеяный песок. Раствор применяют так же, как при монтаже кафельной плитки, заменяя им клеевой состав.

Промежутки между плитами забивают песком и поливают для уплотнения. Чтобы дорожное покрытие приобрело водоотталкивающие свойства и меньше разрушалось, его можно пропитать специальными гидрофобными составами или втереть в поверхность масляную отработку. Эта процедура проводится только после полного высыхания бетона (через 21 день).

Рекомендации по уходу

Бетонные дорожные покрытия в процессе эксплуатации моют или подметают, устраняя загрязнения. Зимой при попытках устранения наледи не рекомендуется использовать лом. Этот инструмент оставляет зазубрины на поверхности бетона и может расколоть тонкие плиты. Аккуратно удалить лед можно скребком-ледоколом, передвигая его под острым углом к поверхности. Если вы всегда будете следить за дорожкой, тогда она будет долгое время выглядеть красиво.

Оцените статью
Строительный портал о строительстве и ремонте частного дома и квартир