В каких случаях требуется разрешение Росавиации на строительство объекта и как его получить?

Земельный или водный участок, который прилегает к аэродрому, называется приаэродромной территорией.

Данная зона имеет ограничения по строительству земельных и других объектов (например, мостов через реку, маяков) для того, чтобы обеспечивать безопасность не только полетов, но и воздействия на людей (сохранение их здоровья).

В каких случаях требуется разрешение Росавиации на строительство объекта и как его получить, расскажем в статье.

Приаэродромная территория как понятие

Определение участка, считающегося территорией при аэродроме, указано в Постановлении Правительства РФ № 138 от 11.03.2010 г. Данный документ, который носит название: «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ», приаэродромной территорией считает местность определенных размеров, прилегающую к аэродрому, над которой самолеты и вертолеты маневрируют при взлетах и посадках.

В законе указано, что участки земли при аэродромах определяются классом. Такая территория является служебно-технической зоной (СТЗ). Она группируется в комплексы, каждый из которых носит собственное название:

  1. Инженерно-авиационный:

    • стоянки для авиатехники;
    • ангары;
    • мастерские с подсобными помещениями.
  2. Пассажирско-грузовой:
    • аэровокзал;
    • командно-диспетчерский пункт;
    • сооружения на перроне;
    • грузовая часть;
    • здание почтовых перевозок;
    • привокзальная площадь с инфраструктурой (гостиница, стоянки, остановки городского транспорта, магазины, аптеки и т.д.)
  3. Вспомогательный:
    • автобаза;
    • склады;
    • аварийно-спасательная служба;
    • здания по тепло- и водоснабжению;
    • база механизации.

Территория, считающаяся приаэродромной, должна обеспечивать безопасность полетов воздушного транспорта, деятельности аэропорта, сотрудников и людей, являющихся клиентами авиакомпаний, а также окружающей среды и населенного пункта, в пределах которого она расположена.

Регулирование правовой деятельности на данном участке обеспечивается:

  1. Положениями земельного законодательства.
  2. Нормативно-правовых актов в области градостроения.
  3. Санитарно-гигиеническими нормами по эпидемиологическому благополучию.
  4. Воздушным Кодексом, ст. 47 от 03.1997 г.
  5. Приказом Минпромторга № 1215 от 30.12.2009 г.

Согласно данным документам, не только дано определение понятию, но и указаны объекты недвижимости, которые могут быть на них расположены, расстояния между ними и разграничивающими зонами, выделенные дополнительные участки, санитарно-экологические нормы.

Территория, которая относится к приаэродромной, считается зоной с особыми условиями. Положение о признании зоны приаэродромной регулирует ФЗ № 342 (03.08.2018 г.).

Какие участки считаются приаэродромными?

Земельная территория, которая относится к аэродрому, указана в ФЗ № 135. Там описано четкое ее разделение па отдельные зоны. Порядок установления подзон установил Градостроительный Кодекс.

Узнать информацию о том, является ли предполагаемый участок для застройки, приаэродромным, можно в отделе градостроительства и землеустройства местного исполкома, который выдает разрешение на строительство.

Поскольку данная территория является землей с особыми условиями, она может делиться на такие подзоны (первая – седьмая):

  1. Здесь запрещено строить объекты, которые не предназначены для аэропорта и полного его функционирования.

  2. Запрещает возводить любые здания, которые не относятся к обслуживанию пассажиров и функционирования аэровокзала.
  3. Нельзя размещать помещения, которые по высоте не соответствуют нормам, указанным в законодательстве.
  4. Запрещено размещать и строить любые объекты, которые могут создать помехи работе аэровокзала и посадочной полосы.
  5. Не разрешает возводить объекты, представляющие опасность для воздушных судов.
  6. Запрещает установку зданий, которые могут способствовать массовому скоплению пернатых.
  7. Здесь не рекомендуется ставить здания, которые могут создать шумовое и электромагнитное воздействие, и могут страдать от неблагоприятных последствий в виде загрязнений от деятельности аэропорта.

Все вопросы, которые планирует делать застройщик в области аэродрома обсуждаются на основании постановлений Правительства, местными органами власти.

Учитывается удаленность от зоны, которая является высоко-шумовой, оказывает вибрационное воздействие, имеет определенные санитарно-эпидемиологические показатели и соответствующее заключение органов федеральной власти о соответствии проекта требованиям законодательства.

Помимо разрешения на застройку земли от местных органов власти, необходимо разрешение от Роспотребнадзора и от Росавиации, так как все объекты, расположенные, или которые требуется расположить в радиусе 30 км от аэропорта, являются приаэродромными.

Запрещенные для возведения объекты

Росавиация на этапе проектирования должна выдать разрешение на строительство в пределах приаэродромной территории. Без согласия данного органа, у застройщика могут возникнуть крупные финансовые потери и судебные тяжбы.

В приаэродромной территории категорически нельзя размещать:

  • фермы;

  • ЛЭП;
  • радиостанции;
  • зернохранилища;
  • мусорные объекты;
  • предприятия с повышенным уровнем шума;
  • жилые многоэтажные дома и их инфраструктура.

Все, что может создавать помехи для нормальной работы аэропорта, строить запрещено. Это же касается и жилых домов. Повышенный шум, постоянная вибрация, промышленные выбросы от жизнедеятельности аэродрома могут быть экологически небезопасными для здоровья людей.

Построенные дома также могут негативно влиять на работу аэродрома и создавать помехи в работе. Существует также определенный уровень опасности, при расположении посадочной полосы рядом с домами. Речь идет о нестандартных ситуациях, авариях и т.д.

Собственника незаконной постройки могут обязать демонтировать самовольно возведенное здание в судебном порядке.

Согласование стройки с аэродромом и аэропортом

Согласование строительства является неоспоримым фактом, так как без разрешительных документов возведенное здание в радиусе 30 км от аэродрома могут посчитать самовольной постройкой, заморозить строительство, привлечь к административной ответственности и наложить денежные взыскания в виде штрафов.

Такие постройки не удастся продать, поставить на кадастровый учет или сбыть. Поэтому, без получения согласия Росавиации, не получится получить в местной администрации документ о соответствии градостроительного регламента разрешительным нормам.

В местной администрации по градостроительному плану определяют, к какому участку относится планируемая постройка. Здесь застройщик подает заявление на согласование, и отправляется в отдел Росавиации. В местных органах власти необходимо также получить выписку из ЕГРН на земельную территорию.

После того, как выдано разрешение на строительство от указанных органов, необходимо заключение от Роспотребнадзора. Санитарное заключение, согласно действующему законодательству РФ, должны иметь все здания, независимо от их будущего места расположения.

Строительство жилого дома в приаэродромной зоне обязательно должно быть согласовано с Роспотребнадзором. Хотя многие застройщики не рискуют возводить дома рядом с аэропортами.

Исключение составляют только отели. Но и здесь риск шумов, вибрации, атмосферных загрязнений, вредных для организма человека, существуют постоянно.

Несмотря на то, что по новым Правилам, вступившим в силу 30.09.2017 г., местная администрация при приеме документационного пакета не вправе требовать подтверждение от Росавиации и должна сама направить в эту структуру письмо с запросом о том, чтобы ей прислали уведомление, до сих пор это требование на практике игнорируется, и застройщик самостоятельно проходит процедуру получения разрешения.

Отказ местной власти в выдаче разрешения на стройку из-за отсутствия согласования с аэропортом, в приаэродромной зоне, является незаконным и может быть обжалован в суде.

Когда не нужно согласовывать?

Строительство не нужно согласовывать, если будущие постройки относятся к территории самой Росавиации и конкретной зоне, в которой она планирует делать ремонтные и строительные работы.

Данное ведомство самостоятельно уведомляет органы местной власти о том, что планируется постройка, которая нужна в хозяйственных целях и необходима для нормальной жизнедеятельности аэропорта (ангары, склады, дополнительные взлетные полосы, подсобные помещения и т.д.).

Представитель аэропорта в лице главного инженера, его заместителя либо другого уполномоченного лица самостоятельно предоставляет нужный документационный пакет, пишет заявку, добивается разрешения и регистрирует будущую застройку в ЕГРН.

Уведомление о соответствии строительства от местной администрации является главным разрешительным документом, на основании которого осуществляются все дальнейшие действия застройщика.

Частным застройщикам стройка в 1 и 2 зонах запрещена. В 3-7 зонах строить можно только по ограничениям, которые учитываются Росавиацией и местной администрацией.

Любая эксплуатация жилого дома в зоне видимости аэропорта может мешать нормальной работе воздушного судна. Согласование строительства является необходимым фактом, если оно, согласно плану, буде примыкать к взлетно-посадочной полосе.

Не только в радиусе 30 км приаэродромной зоны запрещено строительство жилых домов или любых других объектов, но и в 10 км от конкретной контрольной точки, определенной Росавиацией.

Пошаговая инструкция

Застройщик сообщает о своем намерении построить объект. Для этого ему необходимо согласование с Росавиацией или аэродромом, которое находится в ведении Министерства Обороны РФ (военная либо экспериментальная авиация).

Для согласования к заявлению необходимо приложить следующие документы:

  1. Печатный либо электронный вариант заявления.

  2. Сведения проектной документации (геодезические данные в географической системе ПЗ-90.02/90.11.) в прямоугольной системе МСК. Данные данные, при оформлении выписки в ЕГРН обязательно переводятся в географические.
  3. Паспортные данные заявителя.
  4. Схематическое расположение будущего объекта по карте М 1:500000.

Скачать образец заполнения заявления о согласовании строительства

После этого необходимо в Роспотребнадзоре получить документ о санитарном и эпидемиологическом соответствии размещения запланированного строительного здания.

Также дополнительно застройщику могут потребоваться следующие бумаги:

  1. ЕГРН-выписка.
  2. СПЗУ (схема планировки и организации участка земли).
  3. ГПЗУ (градостроительный план земельного участка).
  4. Картографические материалы масштаба окружающей местности от объекта, в пределах 1 км (1:500 либо 1:2000).
  5. Полученный результат экспертизы о соответствии объекта санитарно-гигиеническим нормам и протоколы атмосферных показателей и шума.

Чтобы застройщик не ошибся с масштабированием, он может воспользоваться услугами профессиональных инженеров-землеустроителей, которые относятся к штату органа строительства и архитектуры в или топографии местной организации.

Заявление и документы можно также подать и в электронном виде через личный кабинет на сайте Госуслуг или ближайший МФЦ. Схема планируемого объекта в плане должна содержать размеры объекта в горизонтальной плоскости.

Заключение Роспотребнадзора

Подать заявление на выдачу санитарно-эпидемиологического заключения, которое будет регламентировать соответствие санитарным правилам проектной документации, можно через МФЦ, Госуслуги или при личном посещении сапэпидемстанции по месту проживания.

При оформлении уведомления могут потребоваться следующие сведения:

  1. Состояние земельного участка:

    • кадастровый номер;
    • фактический юридический адрес планирования стройки;
    • свидетельство на право распоряжения (владения) участком.
  2. Личные данные:
    • паспорт гражданина РФ;
    • ИНН;
    • сведения о регистрации.
  3. Данные о физическом (юридическом) лице:
    • свидетельство о госрегистрации;
    • наименование строительной организации (при наличии).
  4. Размеры планируемого здания:
    • общая площадь, высота;
    • географическое расположение.
  5. Точный графический план объекта и территории.

Органы Роспотребнадзора детально изучают проектную и строительную документацию, назначают необходимую экспертизу. Получение разрешительных документов на строительство позволяют застройщику начинать планируемые работы.

Скачать бланк заявление на выдачу санитарно-эпидемиологического заключения

Сроки ожидания решений и расходы

При согласовании решается вопрос о том, как будет влиять объект стройки на деятельность Росавиации и людей, проживающих в ближайших домах, существует ли риск загрязнения воздуха и создания угрозы орнитологической безопасности.

Госуслуга согласования всех вопросов с аэродромами происходит в течение 30 – 60 дней. Но до этого потребуется время на сбор других бумаг. В общей сложности, на согласование и проведение проверки потребуется около 2-3 месяцев.

В течение 1-2 месяцев будет проводиться забор воздуха из окружающей планируемой для застройки территории, будет проводиться анализ воздействия строительных материалов на окружающую среду.

Результаты экспертизы могут быть неутешительными, и тогда снова придется проводить проверку. В заявке нужно будет обязательно указывать, какие именно материалы (каких марок) будут использоваться.

Любой документ подается от ведомств в письменном виде. Он является действительным в течение 5 лет.

Причины для отказов

Главные причины для отказов в строительстве:

  1. Несоответствие законодательным нормам места расположения объекта.

  2. Отсутствие согласования уполномоченными органами, выдающими разрешительные документы.
  3. Запрет на стройку от органов местной администрации либо Росавиации, Министерства обороны РФ.
  4. Неудовлетворительная санитарно-эпидемиологическая экспертиза.
  5. Категорический запрет настройку от Роспотребнадзора.
  6. Указание недостоверных данных, указанных в документационном пакете.
  7. Ошибки при составлении заявления.
  8. Инженерные ошибки в проекте.
  9. Неправильные географические расчеты и масштаб удаленности от аэродрома и объектов населенной зоны.

Собирая документы на строительство объекта в приаэродромной зоне, нужно быть внимательным и последовательным. Неправильные расчеты, угроза экологической безопасности, помехи при осуществлении деятельности аэропорта могут привести к фатальным ситуациям.

Какова бы ни была причина отказа, при исправлении ошибок, и получении согласования от ведомств, застройщик имеет право снова подать документационный пакет на рассмотрение.

Заключение

Получение разрешительных документов и проведение необходимых экспертиз являются важными аспектами в проведении строительных работ в приаэродромных территориях. Проверки и экспертизы помогают найти и исправить ошибки в расчетах, недочеты в планах.

Это помогает узаконить права на постройки, и избежать полуразрушенных домов. Соблюдение технической экспертизы транспортной безопасности и разрешение от Росавиации помогает сделать безопасным деятельность аэропорта.

Оцените статью
Строительный портал о строительстве и ремонте частного дома и квартир