Основания возникновения права собственности на землю

На протяжении длительного времени земля остается приоритетной ценностью для человека.

Ее можно использовать в разнообразных целях, начиная от возведения дома для постоянного проживания и заканчивая выращиванием сельхозпродукции для личных и коммерческих целей.

Вопрос о правовых способах приобретения земельного участка (ЗУ) не теряет своей актуальности.

Также желающие стать владельцем указанного формата недвижимого имущества проявляют интерес к тому, по каким причинам они могут лишиться своего ресурса. Рассмотрим юридические основания возникновения и прекращения права собственности на землю.

В силу чего можно стать собственником?

Основной комплекс имущественных отношений регламентируется нормами гражданского и земельного законодательства. Основания возникновения прав на участки регламентируются ст. 25 ЗК РФ.

Согласно ГК РФ (ст.209-217), владельцами ЗУ могут быть:

  • физические/юридические лица;
  • федеральные структуры гос. власти;
  • региональные структуры гос. власти;
  • муниципальные структуры гос. власти;

Факт возникновения права пользования, владения и распоряжения землей удостоверяется правоустанавливающими документами.

В их перечень входит:

  • соглашения купли-продажи, мены, дарения;
  • свидетельство, удостоверяющее факт притязания на завещанное имущество со стороны наследника;
  • судебные решения;
  • акты органов государственной власти (всех уровней);
  • акты приватизации.

Справка! Поскольку земля относится к универсальному формату недвижимого имущества, право собственности на нее не возникает без процедуры госрегистрации, регламентированной в ФЗ №218 от 13.07.15 г.

Перечень оснований, которые позволяют гражданам и коммерческим структурам владеть, пользоваться и распоряжаться ЗУ, зафиксирован в ст. 218 ГК РФ.

  • Наиболее распространенный вариант получить статус землевладельца – это приобрести имущество в рамках договора купли-продажи.

  • Существенный процент граждан становится законным владельцем ЗУ в порядке наследования.
  • При смене организационно-правовой формы на баланс нового предприятия переходят земельные территории реорганизованного субъекта.
  • Также закон допускает оформление в частную собственность наделов, принадлежащих госструктурам, в порядке приватизации.

Право владения, пользования и распоряжения ЗУ может возникать и по альтернативным основаниям. К ним относят, в частности приобретательскую давность, когда земельный объект оформляется в собственность того, кто добросовестно владел им на протяжении 15 лет.

Список законных оснований, дающих государству право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными ресурсами, содержится в ст.17, 18 ЗК РФ. Причем закон разграничивает критерии права собственности на землю для федерального, регионального, муниципального уровня власти.

В ведении первого субъекта наделы могут находиться по причине:

  • указания их принадлежности в ФЗ;
  • разграничения бюджетной собственности;
  • покупки их государственными структурами по основаниям, зафиксированных в правовых актах.

Важно! Для региональных органов власти указанный перечень оснований аналогичен, но он может расширяться, если госструктуры «на местах» получают земельные территории на безвозмездной основе из федеральной собственности.

Список случаев, когда в качестве владельцев ЗУ могут выступать муниципальные структуры власти, определен в ст.19 ЗК РФ.

Органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются земельными ресурсами в силу:

  • указания их принадлежности в федеральных и региональных законах;
  • разграничения бюджетной собственности;
  • покупки их государственными структурами по основаниям, указанным в правовых актах;
  • передачи на безвозмездной основе из федеральной собственности.

Муниципальные органы вправе владеть, пользоваться и распоряжаться бесхозными землями в рамках ст.225 ГК РФ.

Причины для прекращения

Случаи, когда владелец ЗУ утрачивает права на указанное имущество, зафиксированы в законе. Согласно ст.44 ЗК РФ, правомочия по владению, пользованию и распоряжению на земельный участок нивелируются, если:

  • он является предметом гражданско-правовой сделки;
  • хозяин отказался от него в добровольном порядке.
  • имеют место альтернативные основания прекращения права собственности на ЗУ, перечисленные в правовых актах (когда, например, у недобросовестного хозяина надел изымается принудительно).

Общие критерии утраты прав на природный ресурс также зафиксированы на законодательном уровне. Согласно ст.236 ГК РФ, собственник земли может отказаться от нее по собственной инициативе.

Справка! Также недвижимое имущество может быть изъято в административном порядке (по решению суда или органов власти).

Юридически отказ от собственности на ЗУ по собственной инициативе включает утрату права бессрочно пользоваться и пожизненно владеть земельной территорией. Основания и условия отказа от прав регулируется ст. 53 ЗК РФ.

Этапы процедуры

Для освобождения от бремени по содержанию надела его владельцу следует:

  • составить заявление (установленного образца) об отказе от прав на ЗУ;
  • обратиться с ним в госструктуру, ответственную за регистрацию прав на недвижимое имущество.

Дополнительно заинтересованному лицу необходимо представить:

  • паспорт собственника;
  • ксерокопию документа, подтверждающего госрегистрацию юрлица;
  • правоустанавливающий документ на природный ресурс (договор, свидетельство, судебное решение и прочее) или решение администрации о предоставлении земли;
  • кадастровый паспорт;
  • бумаги, подтверждающие наличие на участке построек и сооружений (если таковые имеются).

Нюансы составления заявления

Владелец ЗУ вправе написать заявление от руки или с использованием компьютерной техники.

В документе необходимо указать:

  • наименование/реквизиты структурного подразделения регистрирующего органа (Росреестр);
  • ФИО, контактные данные заинтересованного лица;
  • идентификационные характеристики участка земли (площадь, кадастровый номер и прочее);
  • перечень прилагаемых бумаг.

На заявлении ставится подпись и дата составления. Для совершения регистрационных действий в отношении ЗУ можно обратиться не только в Росреестр, но и в МФЦ.

Сотрудник госучреждения в течение 5 рабочих дней с даты внесения записи о прекращении прав на природный ресурс в ЕГРН, обязан проинформировать об удовлетворении указанного заявления не только заинтересованное лицо, но и орган власти, в ведении которого будет находиться земельный надел.

Обратите внимание! Если документы подавались через МФЦ, то процедура освобождения от бремени содержания земельного участка займет 7 рабочих дней с момента обращения.

Гражданское законодательство предусматривает случаи, когда земельные участки изымаются из личного владения собственников помимо их воли. Если, например, хозяин ЗУ использует природный ресурс нерационально или не по назначению, то он может лишиться его по инициативе государства.

В перечень оснований для принудительного отказа от надела входят такие правовые институты как реквизиция (возмездное изъятие) и конфискация (безвозмездное изъятие).

Правомочие владения, пользования и распоряжения земельной территорией может быть утрачено, если органы власти приняли решение о том, что она будет использоваться для государственных и муниципальных нужд. Изъятие ЗУ из собственности конкретного лица компенсируется в соразмерной форме.

Принудительное прекращение проходит в определенном порядке:

  1. Установление права для принудительного прекращения прав владения.

  2. Поиск владельца земельного участка посредством запросов в реестр, архивы и прочие инстанции. Или размещение информации о поиске на порталах и других СМИ. Если собственник не обнаружен, на основании заявления ответственной инстанции суд признает право собственности на надел за государством.
  3. Местная администрация принимает решение об изъятии земли. В течение 10 дней информация доводится до владельца и придается гласности: на официальном ресурсе, в реестре. Решение имеет силу в течение 3-х лет.
  4. Далее за 60 дней до последующей процедуры проводится оценка стоимости надела.
  5. Договор об изъятии направляется владельцу, который вправе его не подписывать. Но по истечении 90 дней орган, ответственный за решение вопроса, может подать иск для вынесения судебного решения.

Важно! После прекращения прав бывший владелец не освобождается от оплаты штрафов и пени за неправильную эксплуатацию земельного надела.

Заключение

Желающие приобрести земельный участок для личных и коммерческих целей должны осознавать высокую степень ответственности за объект сделки. Закон позволяет владеть ЗУ не только в рамках купли-продажи, дарения, мены, но также наследования и приватизации.

Земля – национальное богатство страны, поэтому игнорирование правил ее надлежащего использования влечет для собственника неблагоприятные правовые последствия в виде штрафа или принудительного изъятия.

Оцените статью
Строительный портал о строительстве и ремонте частного дома и квартир